• ru
  • fi
18+
Главная / Статьи и новости / Рынок труда, Финляндия в СПб

Что мотивирует людей работать увлеченно - интервью

27 февраля 2013 г.

Каких сотрудников выбирают финские компании, используют ли рекрутеры социальные сети, чем отличается система управления в России, что происходит на рынке труда в Петербурге, - рассказывает Татьяна Леонтьева, генеральный директор российского представительства финского рекрутингового агентства Barona.

Каких сотрудников выбирают финские компании, используют ли рекрутеры социальные сети, чем отличается система управления в России, что происходит на рынке труда в Петербурге, - рассказывает Татьяна Леонтьева, генеральный директор российского представительства финского рекрутингового агентства Barona.

Что мотивирует людей работать увлеченно - интервью Из личного архива Татьяны Леонтьевой

- Какие пожелания к будущим сотрудникам обычно высказывают финские компании?

- Как правило, ищут человека, у которого есть опыт или образование по профилю работы этой компании. В наше время уже не нанимают людей по принципу «ты занимался развитием магазинов, а теперь пойдешь продавать оборудование»...

Очень важно знание языков. Английского достаточно, но если вы владеете финским — то это большое преимущество.

- Сколько процентов финнов владеют английским (имеется в виду бизнес-сообщество)?

- 99%, хотя встречаются люди на очень высоких позициях, которые слабо говорят на английском, предпочитают общаться на финском.

- А русским?

- Существует целая диаспора финнов, которые «приросли» к России, породнились с русскими семьями, живут на две страны. Таких людей тянет в нашу страну, они привыкают к жизни здесь, к местным правилам.

- Если вы в Петербурге начинаете работать на финскую компанию, велика ли вероятность, что вы будете работать с финнами?

- Обычно бизнес развивается таким образом: сначала в Россию приезжают финны, потом предприятие растет, постепенно они заменяются российскими специалистами. Поэтому если вы пришли в большую финскую компанию, то велика вероятность, что вокруг вас будут обычные русские люди. Но при этом, возможно, будет финн — генеральный директор. Если вы устраиваетесь в маленькую компанию, то ваш непосредственный руководитель может оказаться финном.

- Какие профессии востребованы среди финских компаний в Петербурге?

- Зависит от компании. К примеру, Kesko развивает сеть гипермаркетов в России и набирает торговый персонал. В строительных фирмах существует спрос на дизайнеров, проектировщиков, менеджеров проектов. Финны ценят русских программистов, технических специалистов, инженеров. В целом же на рынке труда всегда требуются специалисты по продажам в различных отраслях, рабочие на производствах.

- Это правда, что кадровые специалисты изучают страницы кандидатов в социальных сетях?

- Конечно, если есть ресурс для того, чтобы составить представление о человеке, то почему бы им не воспользоваться. Я бы достаточно спокойно отнеслась к каким-то откровенным вещам «ВКонтакте», там традиционно много личной информации, это неделовая среда. Facebook — это сеть, которая более приближена к деловой, мне кажется, что фотография в купальнике там неприемлема для человека, который ищет работу или занимает высокую позицию и должен производить впечатление. Есть еще Linkedin, это бизнес-сообщество, ваша анкета в этой сети — это ваше резюме. Конечно, там ничего подобного недопустимо. Для меня Linkedin - это основная социальная сеть, там много информации об отраслях, много контактов, деловая среда, которая позволяет искать партнеров, клиентов.

- Какие из петербургских вузов котируются у финских работодателей?

- В каждой отрасли есть свои «флагманы». СПбГУ котируется у всех работодателей, не только финских, из технических вузов, на мой взгляд, лучшие в Петербурге — это Политех, Военмех, ЛИСИ, Лесотехническая академия, по каким-то отдельным узким специальностям - Техноложка.

- Финские компании работают с вузами Петербурга, чтобы найти среди студентов будущих специалистов?

- Нечасто, это могут себе позволить только крупные компании. Я вообще пока в России не вижу связки работодатель-вуз-государство. У нас все работодатели говорят, что не хватает грамотных специалистов, государство заявляет, что не хватает рабочих, но не заботится о том, чтобы реформировать образование. Если компании нужны специалисты в какой-то отрасли, то она должна обращаться в вуз и вкладывать средства в какую-то программу обучения, чтобы подготовить нужного ей специалиста. Так делают в Европе, но пока не в России. Государство, со своей стороны, должно внимательно следить за тем, каких кадров не хватает экономике и финансировать подготовку востребованных специалистов.

- Как русскому студенту устроиться в финскую компанию? И почему вообще стоит туда идти?

- Потому что это комфортная среда для того, чтобы чему-либо научиться. В финских компаниях о сотрудниках заботятся, нет отношения к человеку как к винтику. Что касается студента, то в любой компании есть позиции начального уровня, с них следует начинать, это бесценный опыт.

- Это правда, что в финской компании медленнее делается карьера, чем в русской?

- Зависит от конкретной компании, но в общем и целом — да. Это связано с определенной зрелостью и стабильностью финского рынка труда.

- Научные степени важны для финских работодателей?

- Мы работаем с коммерческими предприятиями, которые почти не занимаются научными разработками. Поэтому в нашей практике не уделяется особого внимания научным степеням, скорее опыту работы. Хотя мне кажется, потенциал у российских научных работников высок: в Петербурге много вузов, еще «живы» научно-исследовательские институты, их значимость недооценивают.

- Диплом MBA помогает найти работу?

- MBA - это очень полезная вещь, если есть возможность получить такое образование — это прекрасно. Но маркетингу, например, стоит учиться у людей, которые его изобрели, полученное в России MBA, наверное, будет не таким качественным, как если бы вы прошли курс в США или в Англии. В Финляндии, кстати, тоже есть несколько известных бизнес-школ.

- В финских компаниях ведется обучение персонала?

- В крупных компаниях, как правило, есть программы обучения сотрудников - к примеру, навыки делового общения, навыки ведения переговоров. Практика такова: при подведении итогов года оценивается работа каждого сотрудника, в беседе руководителя с сотрудником определяется, каких навыков ему не хватает, и составляется программа на год: такие-то сотрудники проходят такие-то тренинги.

- Как выглядит стандартный соцпакет в петербургском представительстве финской компании?

- Как правило, помимо заработной платы, в соцпакет входит ДМС, сотовая связь, развозка и питание — если это завод в труднодоступном месте. Для руководителей и сотрудников в отделах продаж – корпоративный автомобиль. Кроме того, по результатам работы за квартал и год выплачиваются бонусы.

- Как часто финны меняют работу?

- Значительно реже, чем это принято нынче в России. Быть может, раз в 5-7 лет. Часто встречаю сотрудников, работающих в одной компании 12-15 лет. В России же это делают в среднем раз в два-три года.

- На ваш взгляд, что заставляет людей уходить с работы?

- Чаще всего люди уходят ради повышения заработной платы, карьерного роста. В современной России активная часть населения стремится зарабатывать больше, чем люди на аналогичных должностях в Финляндии. Здесь такая энергетика в воздухе — надо быть успешным, надо много зарабатывать... И такая возможность есть, в Петербурге можно найти более высокооплачиваемую работу, и это естественно, у нас в некоторых отраслях рынок в год растет на 20-30% (в Финляндии на 2-3%), что, конечно, все время дает много новых возможностей. Но существуют и другие причины для смены работы – желание поменять сферу деятельности, профессиональное развитие, проблемы в коллективе или с руководством и т.д.

- Что, кстати, сейчас происходит в петербургской экономике? Цифры «Петростата» выглядят немного угрожающе, вы, как специалист по персоналу, чувствуете кризис?

- Нет. Во многих компаниях идет набор персонала, причем персонала начального уровня. Есть нехватка рабочих, продавцов. Я не чувствую приближения кризиса, хотя наш бизнес как раз фиксирует такие вещи одним из первых. Сейчас такого ощущения нет, совсем.

- В финских компаниях Петербурга сильные профсоюзы? В СМИ было много публикаций из-за забастовок на заводе «Тиккурила».

- Я не считаю, что в этом конкретном случае сказалась "финскость" компании. В конце концов, «Тиккурила» - это бывший российский завод, проблемы унаследованы из его прошлого. Вообще, мое убеждение в том, что профсоюзы — я сейчас говорю про Петербург — больше занимаются PR собственного руководства, нежели улучшением условий труда рабочих.

- В Финляндии по-другому? Мы часто читаем про забастовки в Суоми.

- В Финляндии четко прописаны правила взаимоотношений профсоюза и работодателя, в каждой отрасли есть коллективный договор, единый для всех предприятий. Поэтому там эта система эффективнее. В России пока нормативная база, регулирующая рынок труда, не идеальна.

- Каковы главные отличия работы в России от работы в Финляндии?

- У них нет привычки перенапрягаться, как в том анекдоте про японца, который в шесть уходит с работы с фразой: «ребята, я ведь в отпуске...». Баланс работа-семья выстроен более гармонично.

Еще в Финляндии система «руководитель — подчиненный» - плоская, матричная... Попробую объяснить отличие от нашей: в России в большинстве случаев директор — это царь, а если он еще и собственник, то почти бог. И персонал, который работает на низших должностях, как правило, не имеет права голоса, права общения с ним. В Финляндии нет такой «пирамиды» — начальство более доступно для общения.

- Это та история, когда начальник сидит в одном помещении с подчиненными?

- В том числе.

- В чем плюсы и минусы такой системы?

-Ты — начальник — имеешь очень широкий инструментарий для мотивации людей. Они тебе доверяют, ты им объясняешь, что надо делать, они объясняют тебе, что они по этому поводу думают. В решении важных вопросов задействованы все члены коллектива, никто не оторван... Такое коллективное творчество. Как... новгородское вече. В России современной чаще принятие решений - это «поговорили-поговорили, потом кто-то решил».

- Бывают эффективные примеры подобной «матричной» системы, но иногда она превращается в «базар»...

- Вы хотите спросить, как избежать базара? Для этого и есть руководитель, который четко формулирует цели и старается людей направить... Личность руководителя важна, разумеется. Возможно в России, с ее авторитарной системой, некоторые решения принимаются быстрее, но тщательно обдуманное и взвешенное решение более жизнеспособно и работает эффективнее.

- У финнов есть чувство юмора?

- Однозначно. Свое, финское. Я, вероятно, смогу его объяснить, когда лучше буду понимать язык. Пока что мы с коллегами делимся интернациональными шутками.

- В Финляндии свободный дресс-код?

- Да, свободнее, чем у нас. Если ты едешь на встречу шесть часов в поезде, то ты можешь ехать туда в джинсах, это приемлемо. Кстати, в Суоми не принято одеваться богато, носить подчеркнуто дорогие вещи, это считается неприличным. Но финны ярко одеваются на праздники и корпоративные мероприятия.

- Финны много курят?

- Некоторые - да, причем курильщики есть среди молодежи. Сейчас, кстати, популярен жевательный табак, у многих стоят коробочки с ним на рабочих столах.

- Как в финской компании организуется контроль на работе?

- Там не принята система контроля. Тебе дают задачу и могут только в конечной точке спросить: «Ну что, получилось?». Когда я пришла в Barona, мы проговорили планы с собственником компании и разъехались. И далее на протяжении длительного времени не было никакого контроля. Мне надо было, конечно, делать ежемесячные отчеты, но не было такого, чтобы кто-то звонил и спрашивал, что произошло здесь, что произошло там...

Вообще, для руководителя важнее не контроль, важнее "создать вовлеченность" в дело.

- Как создать эту вовлеченность?

- Общаться с подчиненными надо, общаться. Ведь у каждого человека своя идея того, почему он оказался на этой работе. Кто-то хочет научиться красиво говорить, кто-то научиться еще чему-то. У каждого есть свои маленькие победы, к которым он стремится. Мне кажется, если все эти стремления сложить в одну общую цель, то не надо будет мотивировать людей как-то специально, мотивация будет подпитываться сама. Ну и конечно, человек должен быть на своем месте, не ниже. Когда, например, у вас 10 лет опыта в журналистике, вы не пойдете... набирать тексты. Когда человеку интересна работа, эффективность гораздо выше.

- А как определить, интересна задача человеку или нет?

- В глаза смотреть. Я серьезно! И еще разговаривать с людьми. Потому что если глаза потухли — то это может быть от того, что человек делает много монотонной однотипной работы и очень устает от этого. Нужно в таком случае подумать о его развитии. Мы так постоянно беседуем с сотрудниками: «Вот смотри, у нас компания, мы занимаемся этим, этим и этим. Что ты хочешь?». Как-то так, по-домашнему.

Barona Group Oy –  финская компания, предоставляющая услуги в области кадровых решений и управления персоналом. Помимо Финляндии, имеет офисы в Швеции, Эстонии, России и Польше. Годовой оборот в 2011 году составил более 150 млн евро. Российское представительство - Barona Ru работает в Петербурге с 2006 года, сотрудничает с финскими, европейскими и российскими компаниями.

Анна Нежинская, "Фонтанка.fi"

Комментарии (1):

Всё ещё работаешь за копейки на заводе? А зря! на сайте ВКонтакте появились вакансии с заработной платой размером 40 000 рублей! Ищи их на сайтах Google и Yandex и будет тебе счастье!

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись.