• ru
  • fi
18+
Главная / Статьи и новости / Отдых и туризм

Вязание: оберег от холода и злых духов

Вязание: оберег от холода и злых духов
Фото: Фото: imagebank.visitfinland.com
2 февраля 2012 / Теги: Культура

На территории Финляндии рукоделие появилось в XVI веке и сразу стало популярным. В северной стране теплые вязаные вещи помогали спасаться от холода. Финны также верили, что плетение защищало их от злых духов и помогало пережить природные неурядицы. Современные жители Суоми навыки вязания не утратили.

Вязание — одно из древнейших увлечений. На территории Финляндии оно появилось в XVI веке и сразу стало популярным. В северной стране теплые вязаные вещи помогали спасаться от холода. Финны верили, что плетение защищало их от злых духов и помогало пережить природные неурядицы. Современные жители Суоми навыки вязания не утратили.

Стежок к стежку — сплелась история

Откуда появилось вязание - никто доподлинно не знает, первые упоминания относятся к Древнему Египту (600 - 800 годы н. э). Завоевав египтян, арабы увлеклись плетением, а после покорения ими Испании вязание распространилось в Европе. Особую популярность сделанные собственными руками вещи приобрели во время крестовых походов, причем техника осталась неизменной вплоть до начала XX века.

Самый древний способ вязания – одной иглой. Помимо финнов карелы, вепсы и коми вязали одной костяной, металлической, реже деревянной иглой, пряжей служил конский волос, коровья или овечья шерсть. Как правило, создавались варежки, полезные в хозяйстве: они не промокали на рыбалке. Эти рукавицы использовались пастухами и в эзотерической практике - помогали договориться с лешим. Перед первым выгоном скота пастух-колдун при помощи заклинания договаривался с лешим о том, сколько голов домашнего скота хозяин леса заберет себе в течение сезона. При пересчете скотины «завещанное» число учитывалось. Во время ритуала пастух жертвовал лешему шерстяную варежку, ведь шерсть (волосы) - вместилище души: и потому лешему, в сущности, отдавали душу животного. Такие подробности рассказали корреспонденту «Фонтанки.fi» в отделе этнографии Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея.

Из домашнего увлечения в прибыльную деятельность вязание превратилось в XVI - XVIII веках. Во времена экономического застоя монахи ордена св. Бригитты в монастыре Наантали, расположенном в 15 км от Турку, вязали и шили чулки. Причем излишки монахи продавали в другие регионы: так, в лучшие годы XVIII века было импортировано около 20 тысяч пар чулок. Чулки на выход были шерстяные, белого цвета с красными полосками, повседневные — серого цвета либо с цветными полосками. Это был один из лучших и дорогих подарков, рассказали в Музее прикладного искусства Финляндии в Ювяскюля.

Позже мужские чулки научились делать белыми, чёрными, коричневыми, серыми или синими. Женские чулки вязали из белой, красной или синей шерсти. Со второй половины XIX века, с переходом на городской вид одежды, чулки стали вязать из пёстрой нити (её окрашивали так: мотки через определённые промежутки перевязывали настолько туго, чтобы места связок оставались не прокрашенными).

Шведы  принесли в Финляндию в XVII веке вязание на спицах, а во второй половине XIX века — вязание крючком. На территории Остроботнии (современная территория провинций Оулу, Северная, Центральная и Южная Похьянмаа, южная часть Лапландии) этот вид домашнего творчества стал настолько популярен, что женщины не расставались с ним. Они вязали по дороге, сидя на телеге или дома у печи. В основном создавались однотонные изделия: белого, серого или коричневого цветов из натуральной овечьей шерсти. Позднее, особенно при изготовлении обрядовых предметов, для узоров стали использовать цветную шерсть красного, жёлтого, зелёного цвета, окрашенную натуральными красителями, а с конца XVIII – нач. XIX века и анилиновыми.

В XVII - XVIII веках вязаные рукавицы играли важную роль при совершении обряда, поэтому их цвету, орнаменту, декорированию дополнительными деталями уделяли особое внимание. Узоры на варежках занимали всю лицевую сторону от запястья до большого пальца. Основной орнамент – геометрические фигуры: прямые и косые кресты, ромбы и полуромбы, треугольники. Это архаичные солярные и лунарные знаки, имевшие в прошлом магическую роль оберега.

Больше всех времени на вязание рукавиц тратили девушки, так как во время свадебных обрядов они были главным подарком. Особый, магический смысл имел не только цвет, но и орнамент. Так, в кончик каждого пальца свадебных перчаток вшивали красные (цвет жизни) нити, ведь каждый палец, по народным представлениям, имел своё особое предназначение. Бахрома на манжете перчаток (иногда до 10 сантиметров) препятствовала проникновению злой силы — духи, по поверьям, запутывалась в длинных нитях. Роль оберега выполняли и куколки (заместители душ предков), которых часто закрепляли в бахроме. Летние рукавицы были связаны из хлопковой нити, зимние — из шерстяной.

Вязание: оберег от холода и злых духов Фотография предоставлена отделом этнографии Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея

С конца XVIII века наряду с варежками стали носить и перчатки ажурной взяки. Особенно нарядно выглядели ажурные белые перчатки с изящным красно-оранжевым орнаментом.

За петлей — петля

С появлением техники вязания крючком особую популярность набирали сложные по своему орнаменту и технике исполнения (спицами и крючком) свитера. Причем самые красивые и самые сложные создавали умелицы, жившие на территории Остроботнии. В основном были популярны мужские джемперы, которые стали символом достатка главы семьи, — их надевали по праздникам, в воскресные дни на мессу. Такие подарки дарили первым лицам — министрам, губернаторам, учителям. Орнаменты, техника исполнения и даже цвета в каждой провинции были свои. Секреты мастерства ревностно охранялись. На создание одного свитера уходило 3 - 4 недели. Позже финны начали создавать мастерские, где под чутким руководством мастера свитер появлялся за неделю.

Вязание: оберег от холода и злых духов «Карта распространения финских традиционных свитеров». Фотография предоставлена Музеем прикладного искусства Финляндии в Ювяскюля

Описывать различия орнаментов мы не будем, посмотрите на фотографиях, где представлены традиционные свитера провинций Vöyri, Korsnas, Juusi, Tikkuri.

Вязание: оберег от холода и злых духов Свитер провинции Vöyri

Вязание: оберег от холода и злых духов Женский свитер Korsnas

Вязание: оберег от холода и злых духов Свитер провинции Juusi

Вязание: оберег от холода и злых духов Повседневынй свитер лесоруба из Tikkuri

Вязание: оберег от холода и злых духов Барышня из Inio в нарядном свитере

С начала XX века благодаря кружкам рукоделия получили широкое распространение и другие вязаные изделия: шали, шарфы, кофты, свитера, жилеты, шапочки и береты. Они прочно вошли в местную городскую моду.

Наши дни

И сейчас финны не потеряли навыков вязания, однако традиционные орнаменты, принятые в той или иной провинции, в век глобализации были забыты. В книгах по вязанию можно встретить термины «финский орнамент» или «способ вязания финского свитера», но используемые геометрические фигуры стали примитивными. Так называемый финский орнамент стал вновь популярным после фильма «Дневник Бриджит Джонс», где герой был одет в свитер с финским орнаментом. Однако критики посчитали свитер верхом безвкусия. Но после коллекции осень - зима-2010/11, выпущенной знаменитыми дизайнерами Dolce&Gabbana, где были использованы финские мотивы — снежки, олени и т. п., - мода на него вновь вернулась.

Как отметили сотрудники Музея прикладного искусства Финляндии в Ювяскюля, как таковой моды или принципов использования цветов современные финки не придерживаются, вяжут то, что нравится, используя различные аксессуары. «Конечно, есть определенные модели для носков, рукавиц, шерстяных шапок. Но мне кажется, мы, современные финки, не такие искусные мастерицы, какими были наши матери. Мы хотим получить результат быстро, а вязание — непростая и кропотливая работа», - посетовала музейный работник из Ювяскюля Риитта Салменойа. Журналы по вязанию финны, как и многие россиянки, приобретают в том числе и в Интернете. Поэтому современные жители Суоми носят вязаные вещи, изготовленные по канадским, американским выкройкам. А в Интернете много блогов, обучающих видеокурсов, где умелицы делятся секретами мастерства. Практически в каждом городе есть кружки по вязанию, или женщины собираются на воскресный кофе в кафе и сидят часами со спицами.

Риита добавила, что в Финляндии, где развита текстильная промышленность, изделия ручной работы очень популярны, хотя иногда готовое изделие получается дороже магазинного, особенно если вещи созданы из хорошей по качеству шерстяной или шелковой нити. Вещи, сделанные собственными руками, финны отдают в больницы или тюрьмы, продают на ярмарках или привозят на выставку изделий ручной работы, которая ежегодно проходит в Тампере.

Елена Анатольева

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись.