• ru
  • fi
18+
Главная / Статьи и новости

Как обустроить российско-финляндские пункты пропуска - интервью Росграницы

Как обустроить российско-финляндские пункты пропуска - интервью Росграницы
Фото: Фото: К. Ранкс
6 декабря 2011

Как изменятся пункты пропуска на российско-финской границе в Ленинградской области, есть ли возможность запустить электричку до Иматры из России, что будет построено возле пункта пропуска Светогорск, как избежать очереди — об этих и других особенностях работы на российско-финляндской границе рассказал заместитель руководителя СЗТУ Росграницы Владимир Панов.

Как изменятся пункты пропуска на российско-финской границе в Ленинградской области, есть ли возможность запустить электричку до Иматры из России, что будет построено возле пункта пропуска Светогорск, как избежать очереди — об этих и других особенностях работы на российско-финляндской границе рассказал заместитель руководителя СЗТУ Росграницы Владимир Панов.

Как обустроить российско-финляндские пункты пропуска - интервью Росграницы

- Как можно ускорить время оформления легковых транспортных средств, следующих через пункты пропуска и, следовательно, сократить автомобильные очереди на границах?

- Решение этой проблемы за счет увеличения полос движения на автомобильных пунктах пропуска не даст значительного эффекта. Многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП) перегружены не постоянно, а в определенные периоды. Как правило, много желающих выехать за границу в утренние часы, а после обеда растет транспортный поток на въезд в Россию. Значительное скопление легкового транспорта и автобусов приходится на выходные и праздничные дни. В первую очередь это связано с графиком работы финских гипермаркетов. Большинство наших сограждан стремятся приехать именно к открытию торговых центров, что и будет всегда создавать очереди.
(Подробнее о статистике об образовании очередей читайте материал "Фонтанки.fi")

Для уменьшения очередей основным направлением работы СЗТУ Росграницы видит оптимизацию выполнения контрольных процедур с последующим внесением изменений в технологические схемы пропуска через государственную границу. Например, совмещение функций по досмотру легкового транспортного средства пограничными и таможенными службами. То есть сделать так, чтобы обе службы одновременно досматривали машину.

- Почему финские пограничники проверяют паспорта быстрее, чем специалисты российских пунктов пропуска?

- Это не совсем так. На финских пунктах пропуска идентификация граждан Европейского Союза происходит во время считывания данных с паспорта, но им не ставят отметки о пересечении. На наших пунктах пропуска им отметки ставят. Для российских граждан постановка отметки обязательна; кроме того, при оформлении финские пограничники собирают статистику по цели и времени посещения Финляндии нашими гражданами, немного удлиняя время оформления (при оформлении задают вопросы).

В Финляндии данные биометрических паспортов вносятся автоматически, не вручную, что несколько ускоряет процесс оформления. Мы также работаем над тем, чтобы обеспечить все пункты пропуска более современной техникой для паспортно-визового контроля. Это позволит в первую очередь повысить безопасность, снизить террористическую угрозу путем предотвращения незаконного пересечения границы иностранными гражданами по поддельным паспортам. Идентификация граждан при наличии биометрического паспорта все равно требуется.

Вместе с тем в России есть примеры более быстрого оформления. Паспортный контроль в аэропорту занимает до 40 секунд. Новое оборудование на морском пассажирском пункте пропуска («Морской фасад») позволяет ускорить паспортный контроль до 15 - 20 секунд. Установка данного оборудования на российско-финских автомобильных пунктах пропуска - дело времени.

- Какие основные периоды скопления очередей?

- Основные праздники - это Новый год, Рождество (как католическое, так и православное). Начало распродаж в Финляндии (24, 25, 26 декабря), праздники с 3 по 10 ноября, неделя перед 1 сентября, майские праздники, школьные каникулы (кроме летних). (Прогноз по "новогодним" очередям на пунктах пропуска на российско -финской границе)

- Что еще, кроме модернизации оборудования, может позволить уменьшить очереди на границах?

- Можно рассматривать разные варианты оптимизации работы пунктов пропуска на российско-финской границе, в том числе электронную очередь, как на эстонской границе. Сделать так, чтобы машины не стояли в живой очереди, а ожидали оформления на специальной площадке. Как это сделано на российско-эстонской границе: за два дня (крайний срок) можно забронировать в Интернете время пересечения эстонской границы. Но эту идею сейчас можно только обсуждать, так как строительство, содержание и эксплуатация автомобильных накопителей должны быть законодательно регламентированы (на содержание и эксплуатацию пунктов пропуска Росграница получает средства из федерального бюджета, вся инфраструктура за пределами пунктов пропуска принадлежит и обслуживается иными хозяйствующими структурами). Кроме того, услуга электронной очереди в Эстонии платная, что вызывает непонимание у многих наших граждан и граждан Евросоюза, в том числе Европейского суда в Стокгольме.

Наиболее подходящее место для возможной реализации проекта электронной очереди на российско-финской границе, если будет принято законодательное решение, - это Торфяновка.
На Брусничном строить автомобильно-логистические накопители в настоящее время практически негде. Дорога до МАПП Брусничное вдоль территории Сайменского канала находится в аренде у финской стороны.

- Автодорога к Брусничному не принадлежит России?

- Дорога обслуживается финской стороной, так как изначально была предназначена для обеспечения работы Сайменского канала. Есть и другие особенности этой дороги: трасса извилистая, очень опасная. Кроме того, она не предназначена для большого движения большегрузного транспорта. Финнская сторона неоднократно планировала ремонтировать данную дорогу и для этого частично ограничить движение. Мы понимаем, что к Брусничному нам нужна отдельная дорога с несколькими рядами полос движения, как на МАПП Торфяновка и как это обустроено на финском МАПП Нуйямаа.

- Что сделано и что необходимо сделать на российских пунктах пропуска по финскому направлению в плане развития инфраструктуры?

- В прошлом году были проведены ремонтные работы на всех пунктах пропуска. В большей мере по финансам они затронули МАПП Торфяновка. Там была осуществлена комплексная замена системы освещения, установлены новые светильники. Также на всех пунктах пропуска проводятся капитальные и текущие ремонтные работы с учетом износа зданий и помещений.

Есть еще один вопрос — обеспечение электричеством пунктов пропуска. Сейчас электроэнергия покупается у финской стороны (это электричество, которое финны экспортируют из России). При этом в его стоимость дополнительно включены расходы финской стороны, таможенные сборы и налоги. Поэтому вопрос по обеспечению наших пунктов пропуска российским электричеством актуален. (Справка "Фонтанки.fi": Электроэнергию для обеспечения работы ПП Светогорск в 2012 году будут закупать у фирмы «Иматран Сеудун Сяхкё», начальная цена контракта - 290 тыс. рублей. Электроэнергию для обеспечения работы ПП Брусничное будут закупать у компании «Лаппеенраннан Энергиа», предварительная цена контракта - 302 тыс. рублей. Это следует из заявок, размещенных Росгранстроем на портале zakupki.gov.ru.)
Вместе с тем критичным остается отсутствие окружной дороги вокруг Светогорска, так как весь трафик в трансграничном направлении идет через город, создавая сложности жителям города, автомобилистам и оперативным службам города.

- В бюджете предусмотрено много средств на финансирование модернизации пунктов пропуска?

- В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы «Государственная граница 2012 - 2020 гг.» в Северо-Западном федеральном округе средства планируется направить в основном на обустройство морских и воздушных пунктов пропуска, в первую очередь для обеспечения экспорта товаров, производимых в России, и транзита грузов по ее территории (Справка: Федеральная программа по обустройству и реконструкции пунктов пропуска РФ на период до 2020 года одобрена правительством. Общая сумма ФЦП — 134,6 млрд рублей.)

Для реконструкции как автомобильного, так и железнодорожного пунктов пропуска мы стараемся привлечь средства, участвуя в международных программах. К примеру, программа ENPI (Европейский инструмент соседства и партнерства) финансируется из средств ЕС и стран - участников проекта. Средства данной программы направляются на развитие приграничного партнерства. По условиям программы, мы планируем использовать полученные средства для реконструкции и оснащения пунктов пропуска, не вошедших в Федеральную целевую программу. Проектирование реконструкции пограничной станции Бусловская, частично ЖДПП Светогорск и пункта пропуска на Финляндском вокзале осуществляется за счет средств действующей ФЦП.

Финские партнеры предлагают участвовать в работе и по другим проектам. В частности, нам предлагалось реконструировать упрощенный двусторонний пункт пропуска Сювяоро в Республике Карелия (финский пункт пропуска Париккала), с последующим изменением классификации на постоянный многосторонний. Но тут возникает серьезная проблема с автодорогой: с российской стороны необходима реконструкция дороги на подъезде к этому пункту пропуска, но этот вопрос должен быть решен правительством Карелии.
(Справка "Фонтанки.fi": В ноябре 2011 года в ENPI была предварительно одобрена заявка на финансирование реконструкции автодороги в Республику Карелия по маршруту Ихала - Райвио - госграница, km 14 - km 28.)

- Почему на российской стороне грузы оформляются дольше, чем в Финляндии?

- На финской стороне – это в основном транзитные грузы, а на российской – это импорт, и процедурно-контрольные операции по времени существенно отличаются. Вопросы таможенного оформления грузов в России и Финляндии лучше могут прокомментировать наши коллеги из Федеральной таможенной службы.

Мы, со своей стороны, стараемся оптимизировать работу по проведению контрольных операций с грузами совместно с контрольными органами, в том числе сократить число операций по таможенному оформлению грузов в пунктах пропуска и перенести их на ТЛТ, построенных на примыкающих к МАПП территориях. (Таможенно-логистические терминалы строятся за счет частных инвесторов. Строительство таможенно-логистических терминалов началось с началом внедрения концепции переноса таможенного оформления к местам, приближенным к государственной границе РФ. Ранее часть таможенных операций можно было осуществить, к примеру, в Москве. — "Фонтанка.fi".)
Решение данных вопросов затрагивает сферу таможенного законодательства РФ и требует правового решения.

- Расскажите о планах по развитию пункта пропуска Светогорск.

- В рамках действующей ФЦП (Федеральной целевой программы), в настоящее время осуществляется проектирование реконструкции железнодорожного пункта пропуска Светогорск. Под него уже зарезервирована часть земли, примыкающей к железнодорожному вокзалу в Светогорске, и еще часть земли проходит процесс оформления. Средств федерального бюджета на реконструкцию МАПП Светогорск, расположенного поблизости, недостаточно.

Учитывая, что проект должен быть «зеркальный», то есть одинаково обустраиваться на сопредельной территории, вопрос о целесообразности привлечения средств программы ENPI обсуждается Росграницей совместно с ОЖД и финской стороной в части необходимости обустройства железнодорожных станций в городах Светогорск и Иматра.

Возможность строительства автомобильно-железнодорожного хаба путем объединения имеющихся пунктов пропуска в Светогорске и Иматре является предметом постоянных обсуждений на рабочих встречах с финскими партнерами, однако на российской стороне есть проблемы с земельными участками, так как частные компании претендуют на участки, расположенный между автомобильным и железнодорожным пунктом пропуска. Мы сейчас этот вопрос изучаем.

- Планируется ли организовать международный пассажирский состав до г. Иматра?

- Для решения данного вопроса в первую очередь требуется понять заинтересованность сторон в организации пассажирского движения через ЖДПП, обустроить ЖДПП для работы с пассажирами и, как результат обустройства, изменить его классификацию. Также необходимо будет организовать работу государственных контрольных органов по обслуживанию граждан, пересекающих границу в прямом железнодорожном сообщении, и ряд других сложных вопросов.

- Частные компании и сторонние организации могут владеть земельными участками в погранзоне и в непосредственной близости к ней?

- В пограничной зоне исторически это имеет место, однако в самом пункте пропуска земля должна находиться в федеральной собственности. Опыт работы по оформлению земельных участков в г. Светогорске показал, что сложности есть.

- Как не попасть в пробку на границе простому водителю?

- Планируйте поездки заранее, не экономьте деньги на финских гостиницах. Не стоит ехать в магазины и стоять в длинных очередях с детьми. Поездку лучше спланировать на несколько дней и выбрать несколько маршрутов с учетом нескольких мест возможного пересечения границы. Выезжать из России с таким расчетом, чтобы на границе оказаться во второй половине дня. По дороге желательно воспользоваться информацией с камер наружного наблюдения, установленных на пунктах пропуска, и выбрать тот пункт пропуска, где нет очередей. Если машин много на всех пунктах пропуска, то лучше не торопиться и подождать пару часов в комфортном месте. Услуга фотонаблюдения доступна в Интернете - на сайтах Росграницы и правительства Ленинградской области.

Анна Нежинская, Фонтанка.fi

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись.