• ru
  • fi
18+
Главная / Статьи и новости / Бизнес

Игровой бизнес в Финляндии: «Мы не компании развиваем, а экосистему»

19 ноября 2015 г. / Теги: Технологии

Зачем финское правительство поддерживает игровые стартапы за счет средств налогоплательщиков и почему финским разработчикам так важно оставаться сообществом близких друзей, "Фонтанке.fi" рассказал директор финской ассоциации игрового бизнеса Neogames Коопее Хилтунен.

Если взглянуть на завершившийся в Хельсинки очередной Slush как на модель финского high-tech сектора в миниатюре, станет очевидно, что игровая индустрия занимает в нем столь же важное место, как чистые технологии и ИКТ. За 20 лет гейминг в Финляндии превратился из хобби небольшой компании компьютерных гиков в неплохую статью экспорта и бюджетных доходов. Достаточно вспомнить, что по итогам 2013 года больше всего налогов в финскую казну принесли развлечения: разработчик мобильных хитов Clash of Clans и Heyday, компания Supercell, заплатила 345 млн долларов, заявив, что не собирается, как многие корпорации типа Apple, оптимизировать свою налогооблагаемую базу, потому что «Хельсинки – лучшее место для игрового бизнеса».

Игровой бизнес в Финляндии: «Мы не компании развиваем, а экосистему» Фото: предоставлено NeogamesКоопее Хилтунен (Koope Hiltunen), директор финской ассоциации Neogames

- Какие главные тренды вы бы выделили в финской игровой индустрии?

- Во-первых, за последние 4 - 5 лет появилось очень много стартапов, новых команд разработчиков - открылось около 200 компаний. Всего в индустрии работают около 280 компаний. Кроме того, примерно половина из этих стартапов – second round start-ups, то есть компании, открытые людьми, у которых уже был игровой бизнес. Кстати, Supercell – как раз такая компания, ведь Иллка Паананен до того, как открыл Supercell, был CEO в Digital chocolate. Начинать бизнес, когда уже есть опыт, гораздо проще, а шансы получить финансирование и доступ к пользователю – выше.

Еще один тренд – довольно большой объем финансирования, которое получают финские игровые компании: 70 млн евро в течение последних двух лет, 1,8 млрд евро в течение последних 4 лет. Много денег для маленькой индустрии! При этом значительная доля финансирования идёт из азиатских стран и азиатских венчурных фондов. Успех Angry birds привлек к финским игровым студиям внимание международных венчурных инвесторов, что способствовало еще более активному развитию отрасли.

Третий тренд – новые платформы для игр: виртуальная реальность, smart-watch.

И последнее: отрасль стала гораздо более зрелой, гораздо более профессиональной, более бизнес-ориентированной. Старейшим компаниям, таким как Remedy (авторы первого финского хита – игры Max Payne. - Прим. ред.), в этом году исполнится 20 лет. Раньше акцент был, собственно, на разработке игр, теперь компании, особенно second-round start-ups, хотят большего - развивать игровой бизнес, а это принципиально другой подход.

- Как думаете, есть ли роль государства в успехе финских игр?

- Фонд Tekes финансирует финскую игровую индустрию с 1998 года, в меньшем масштабе, чем сейчас, но тем не менее. В 2012 году Tekes открыл Skene – первую инвестиционную программу, специально разработанную для поддержки игровых стартапов. Когда Skene только запустили, годовой оборот индустрии составлял примерно 250 млн евро, в 2013-м цифры подскочили до 900 млн, в 2014-м – до 1,8 млрд. Не нужно быть гениальным экономистом, чтобы понять, прибыльна эта отрасль для инвестора или нет.

Игровой бизнес в Финляндии: «Мы не компании развиваем, а экосистему» Фото: Neogames, Кирилл Григошин

- Когда наступил момент, что государство сочло разумным рисковать деньгами своих налогоплательщиков и вкладывать их в такой легкомысленный и ненадежный бизнес? Это же не сфера чистых технологий, «белая и пушистая» с точки зрения социальной и политической.

- Так игры тоже экологически чистая технология! Игры – это развлечение! Вы можете себе представить серьезное государственное учреждение, которое инвестирует деньги налогоплательщиков в развлечения? Tekes же не только в игры инвестирует, он в нанотехнологии гораздо больше вложил, чем в игры, да и в чистые технологии тоже. Не знаю, что двигало людьми в Tekes, когда они решали отрыть программу. Полагаю, решили дополнить инвестиционный портфель потенциально прибыльными проектами и не прогадали. В играх нет ничего такого, что может оттолкнуть инвестора, – это такой же бизнес, как любой другой. Многие государства вкладывают бюджетные деньги в вооружение и другие негуманные производства, а этическая сторона таких решений никого не волнует.

- Не кажется ли вам, что игровая индустрия похожа на пузырь? Вспомните, как «выстрелила» и исчезла Zynga, да и Rovio сейчас не лучшие времена переживает.

- Мой совет: рассматривая индустрию, анализируйте ее целиком. Не просто отдельные компании, а всех 280 игроков. Rovio не так плохо чувствует себя: посмотрим, как пойдет их мультфильм в следующем году. Может, даст новый импульс. Мы в Финляндии не компании развиваем, а экосистему, в которой успех таких компаний, как Rovio и Supercell, становится возможным. Наша цель – создать среду, в которой отрасль будет процветать.

Посмотрим более глобально: в 2003 году, когда мы открыли Neogames, отрасль в глобальном масштабе стоила 25 млрд долларов, сегодня – 80 млрд, и рост продолжается.

- Как сделать так, чтобы бренд жил долго? Финские мобильные игры смогут продержаться так же долго, как Warhammer, которому уже 20 лет, и годы его не берут?

- Вспомните "Супер Марио" – ему лет 30 уже, а забвение все не приходит! Tomb raider – то же самое. Angry birds уже 6 лет, что тоже немало. Игровые бренды довольно устойчивы. Не все, конечно, но "злые птицы" уже неплохо держатся, механизмы ведь те же, что в мультипликационной индустрии. Вспомните, сколько лет Микки-Маусу? Rovio ведь удалось сделать из своей игры целое явление, и мы скоро увидим и другие бренды, построенные на основе игр и игровых персонажей.

А Гарри Поттер? Джоан Роулинг рассказывала сказки своему сыну, потом написала книгу, несколько лет прошло, прежде чем издатели заключили с ней контракт. А после успеха книги моментально включились механизмы, которые монетизировали этот успех и вывели его за пределы литературы.

- Что будет следующим большим финским хитом?

- Без понятия. В AppStore сейчас 2 млн приложений, 1,2 из которых – игры. Что выстрелит? Никто не знает.

- Сейчас многие финские успешные бизнесмены утверждают, что упадок Nokia в итоге позитивно сказался на финской экономике. Что скажете?

- Начнем с того, что именно из-за Nokia финская игровая индустрия так сильно сконцентрирована в мобильных устройствах. 85% компаний разрабатывают мобильные игры. Компании Nokia Финляндия обязана отличными инженерами, пониманию, как продвигать продукт на глобальном рынке, как строить международный бизнес. Может, роль Nokia несколько преувеличена, но, несомненно, она велика.

Игровой бизнес в Финляндии: «Мы не компании развиваем, а экосистему» Фото: Neogames, Кирилл Григошин

- Нанимают ли финские компании российских разработчиков?

- Не скажу конкретно про россиян, но, например, в Remedy 40% работников – не финны. В Supercell работают люди из 33 стран. 50% новых сотрудников high-tech компаний приезжают в Хельсинки из-за рубежа. Игровой бизнес абсолютно глобален: нет никакой разницы, откуда ты, какого пола, какой сексуальной ориентации, религии, важно - что ты умеешь. Кстати, бывший CEO Remedy теперь возглавляет белорусскую Wargaming (Wargaming – разработчик игры World of tanks. - Прим. ред.)! И эти примеры лишь подтверждают мои слова о том, что отрасль эта не имеет границ.

- Как вы относитесь к независимым разработчикам, которые собирают деньги на свои игры на краудфандинговых платформах?

- Да, это один из способов, он, безусловно, имеет право на существование. На заре финского гейминга для большинства разработчиков игры были хобби, а не источником заработка. И кстати, одна из примечательных особенностей нашей индустрии – многие до сих пор разрабатывают игры ради удовольствия, не ради денег.

- Чем ценно игровое сообщество, которым финские разработчики так восхищаются?

- Ну да, сообщество действительно уникальное. Финский гейминг родился внутри очень тесной компании, где все друг друга знали, ходили в одни и те же пабы, делились кодом, тестили продукты друг друга. Многие финские новые индустрии родились и развивались по такому сценарию. Сообщество разработчиков игр - примерно 2500 человек. Они все еще знают друг друга если не лично, то через одного. Каждый месяц они встречаются и постоянно общаются.

У нас маленькая страна, 5 млн жителей – это даже не внутренний рынок, это капля в море. За такой рынок нет ни малейшего смысла бороться друг с другом. Гораздо больше пользы от сотрудничества в рамках сообщества и конкуренции за пределами Финляндии. Очень прагматичный, очень финский подход! Индустрия решила, что главное для нее – это дружеское сообщество, не конкуренция.

Надежда Линнас, Хельсинки

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись.